+7(495) 504-44-44
Пресс-центр

Пресса

На главную
Связисты ухватились за виртуальный шанс
Связисты ухватились за виртуальный шанс
23.06.2008
Операторы не для всех

Первые виртуальные сотовые операторы (MVNO, mobile virtual network operator) начали работу в Европе и США в 1999–2000 годах. В некоторых странах MVNO удалось занять заметную долю рынка: к примеру, в Голландии сейчас действуют около 40 виртуальных операторов, вместе обслуживающих более 3,4 млн абонентов (почти 18% рынка). Утвердившаяся в Западной Европе модель MVNO предполагает, что виртуальные операторы — часто это небольшие компании — ориентируются на узкую аудиторию, предоставляя на базе чужих сетей набор уникальных услуг. Чаще всего это информационные и развлекательные сервисы. Чем уже аудитория — тем проще виртуальному оператору подстроиться под её потребности. Один из европейских MVNO, к примеру, сделал ставку на футбольных болельщиков: абоненты получали сообщения со спортивной статистикой и видеозаписи фрагментов матчей.

Впрочем, существует ещё несколько схем, подтвердивших свою работоспособность. К примеру, в качестве MVNO могут выступать владельцы сильных брендов — крупные торговые сети, медийные и ориентированные на розничные услуги компании. Наиболее успешным MVNO принято считать оператора Virgin Mobile, работающего в Северной Америке, Великобритании, Австралии. Пример характерного для MVNO сервиса: один из молодёжных тарифов Virgin Mobile включает услугу определения музыкальной композиции «на слух». Абонент может поднести мобильный телефон к динамикам, из которых звучит незнакомая мелодия, и через несколько минут получит короткое сообщение с названием композиции. Нарушители правил

Российских виртуальных операторов можно пересчитать по пальцам, причём одной руки. Успешные сосредоточены в столице — это «Центральный телеграф» и «Матрикс Мобайл».

До недавнего времени статус виртуального оператора вызывал массу вопросов со стороны федеральных регулирующих и надзорных органов. Было неясно, как компания без лицензии на частоты может оказывать услуги мобильной связи. Или как, например, должен действовать оператор сотовой связи, если арендующий его мощности MVNO разорится. Однако главная причина низкой активности MVNO состоит в том, что крупные операторы — в том числе «большая тройка» («Мегафон», МТС, «Билайн»), владеющие основной частью инфраструктуры сотовой связи в РФ, пока скептически оценивают перспективы «подселения» виртуальных операторов.

Вынужденное возвращение

Примечательно, что несколько лет назад ЮТК была совладельцем одного из крупнейших на тот момент операторов сотовой связи на Юге — ЗАО «Кубань GSM». В 2002 году компания продала свой пакет акций «Кубань GSM» федеральному оператору МТС. Как поясняли в ЮТК, продажа состоялась в том числе из-за высокой задолженности сотового оператора по банковским кредитам. Теперь ЮТК вновь возвращается на рынок сотовой связи. Вернее, вынуждена вернуться.

Похоже, желание ЮТК попробовать себя в качестве MVNO для начала на мощностях СМАРТС — эксперимент, который в случае успеха может быть распространён на всю территорию ЮФО. Эта попытка выглядела бы как чудачество, если бы не угроза усиления оттока абонентов фиксированной связи, о котором говорят в компании. Телефонный кабель — единственный канал, который позволяет ЮТК предоставлять высокодоходные услуги — в частности, доступ в интернет. При этом современные услуги связи в структуре доходов компании в последние три года стали занимать заметный объём. По итогам 2008 года ЮТК рассчитывает получить за счёт предоставления услуг широкополосного доступа, цифрового ТВ и IP-телефонии около четверти прибыли.

Кроме того, объединение услуг мобильной и проводной связи становится устойчивой тенденцией, не обращать внимания на которую ЮТК не может. «Операторы проводной связи будут консолидироваться с мобильными, что мы сейчас наблюдаем на примере Билайна и Голден-Телекома. Целью таких проектов является предложение клиентам конвергентных услуг: проводной и подвижной телефонии, интернета, телевидения», — отмечает директор ростовского филиала ОАО «ВымпелКом» Сергей Закураев.

Слабые места проекта создания виртуального оператора очевидны. ЮТК — крупная инерционная компания, по данным на начало года обслуживавшая более 4 млн абонентов в ЮФО. Количество сотрудников ЮТК — около 29 тысяч. Компании такого масштаба крайне трудно будет проявлять гибкость, необходимую для виртуального оператора.

Однако в начавшейся игре у ЮТК на руках есть и козыри — широкая филиальная сеть в малых региональных городах, а также возможность предлагать комбинированные продукты. «Видимо, специалисты ЮТК проанализировали неудачи предшественника (Евросети. — Эксперт ЮГ) и готовы предложить рынку более привлекательный продукт, — оценивает перспективы пилотного проекта ЮТК начальник отдела Центра виртуальных и мобильных услуг Центрального телеграфа Татьяна Соколова. — Тарифы на местную связь должны быть более выгодными для абонентов, чем у операторов большой тройки. Здесь есть свои ограничения — например, заградительные тарифы в роуминге, установленные игроками большой тройки для абонентов СМАРТС. Возможно, ЮТК за счёт собственных ресурсов сможет создать конвергентный продукт, интересный для определённого круга потребителей. Абонентами смогут стать небольшие компании и частные предприниматели, деятельность которых ограничивается Астраханской областью».

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Предыдущая Следующая

Возврат к списку